Из воспоминаний Г.Г. Пагина: «Идея построить асфальтированную дорогу в селе появилась, когда я приехал в 1984 году в Елово на работу. Прошелся по дорогам и ужаснулся, пройти по улицам села даже в резиновых сапогах было невозможно. Товар в магазин, сельскохозяйственную продукцию возили на дизельных тракторах. Хотел уехать обратно отсюда на второй день. Но так как обещал работать, стал планировать строительство дорог. Поехал в Москву на мероприятие и там познакомился с большим чиновником Министерства внешних экономических связей. Я с ним поделился своими проблемами в селе - отсутствие сельхозтехники. Он связался с министром сельского хозяйства СССР по фамилии Окунь, потом мы встретились. Я у него попросил 4 трактора Т-150, 4 бочки, 4 стогообразователя и 4 рулонных пресса. Когда эта техника поступила, мы стали заготавливать в сутки 120 тонн сена. Убирали луга по два укоса, поливали луга и снова убирали. И вот когда появились излишки кормов, я решил строить капитальные дороги в селе. В Нефтекамске друг работал в нефтяной компании, выделил технику: большой экскаватор Японского производства, скрепер, грейдер. Затем поехал в Башкирию, на добывающий завод щебня и там договорились на бартер, или взаимообразно: я даю корма, а они на эту сумму привозят щебенку. Таким образом, КАМАЗы завозили щебень, а обратно увозили сено. Первый секретарь Райкома партии Шпилевский А.В. вызвал меня и сказал: «Я тебя посажу, если ты будешь продавать корма за пределы района». В районе не хватало кормов. Я сказал: «Сади, но я буду строить дорогу». «Строй, но вози ночью, что б никто не видел», согласился он. Поэтому даже местные жители не видели, когда увозили корма и привозили щебень. На скрепере начали возить глину. На экскаваторе работал Наймушин Ю. П., который сначала возил гравий, дальше гравий с песком, затем щебенку и только потом покрывали асфальтом. Не зная технологии строительства дороги, я строил на авось, думая, что делаю все правильно. Ездил на асфальтный завод в город Глазов. Долго пришлось уговаривать дать нам асфальт, потому что его было мало, а когда проложили первые километры асфальта, это было для всех чудом. Приезжали люди из других деревень смотреть. Когда заасфальтировали дорогу центральной улицы, приехала делегация из Кировской области. Когда все получилось стали класть асфальт во всех деревнях колхоза. На колхозную ферму завез бетонные плиты, по лугам сделал подъемку. На всех полях дороги грейдировали, даже проходили легковые машины. С 1985 по1988 годы асфальтировали дороги в деревнях колхоза. Строили медленно, потому что не было денег. Затраты в основном были за счет хозяйства. Но в последующем, когда я смог договорится с министром сельского хозяйства Шардиновым, часть денег смогли вернуть в бюджет хозяйства за счет республиканского бюджета. Строили дороги бригады братьев Аршакян и бригада Валерия Багдасаряна». | |
| |
Просмотров: 341 | |
Всего комментариев: 0 | |